Чтение – уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности. Энтузиасты книжного сообщества – библиотекари, педагоги, деятели культуры, книгоиздатели – констатируя, что в России социальная значимость проблем чтения недостаточно осмыслена, стремятся ввести эти проблемы в число приоритетов государственной политики в области культуры
Главная проблема чтения молодежи – это качество чтения. Что читать и как, где взять «правильную» и доступную литературу, как воспитать новое читающее поколение – вопросы, волнующие педагогов, библиотекарей, издателей и других деятелей культуры и образования.
Молодежь в России в начале ХХ1 века действительно читает, но читает «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Изменились практически все характеристики молодежного чтения: статус чтения, длительность (время чтения на досуге), способ работы с печатным текстом, репертуар и мотивы чтения, стимулы, предпочтения. Изменились источники получения печатных изданий, получение информации в целом. Можно сделать вывод, что сегодня имеет место не кризис чтения молодежи, а смена модели молодежного чтения. Черты старой модели чтения: любовь к чтению, преобладание в репертуаре чтения книг, а не журналов, разнообразный репертуар чтения (книги разных жанров), наличие домашней библиотеки, позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки, существование своего «любимого библиотекаря»). Сейчас чтение молодежи носит эпизодический характер, случайное (неполноценное), круг чтения молодежи деформируется.
Очень тревожит отсутствие хорошей литературной критики, которая давала бы правильную оценку современным произведениям. Педагоги, библиотекари, родители должны расставлять ориентиры для молодых читателей в мире книжной продукции. Должна вновь возродиться традиция семейного чтения. Все начинается в семье. Если родители не читают, то ребенок, к сожалению, тоже не будет любить книгу.
На круглом столе «Читающая молодежь – надежда новой России», проведенном в рамках недели русского языка и литературы, обсуждались вопросы, связанные с чтением молодых людей. Ведущими круглого стола были учащиеся 10 А класса МАОУ «Красночетайская СОШ». В свободном живом общении шло обсуждение мифов и реальностей чтения молодежи. Участникам круглого стола было предложено рассмотреть круг вопросов по проблемам чтения молодежи:
· Мы перестаём читать?
· Что читает молодежь?
· Кризис чтения или смена модели чтения?
· Возвращается ли современная молодежь к классике?
· Нужно ли читать книгу, читать которую модно?
· Читать в печатном или электронном виде: что выбирают молодые?
· Можно ли быть успешным, не читая?
· Библиотека как центр творческого чтения молодежи
· Что нужно делать, чтобы поднять престиж чтения?
Говоря о поднятии престижа чтения у молодежи, участники круглого стола обозначили задачи:
- необходимо поднимать авторитет книги и чтения в обществе, укреплять социальное партнерство, библиотекам активнее позиционировать свою деятельность.
- библиотека должна стать инструментом читательского развития, так как стратегия развития чтения и стратегия развития библиотеки взаимосвязаны;
- в сегодняшней сложной и противоречивой социально - культурной ситуации изучение чтения современной молодежи становятся все более очевидными и необходимыми. Наблюдается все большее вхождение в личный и общественный быт компьютеров, растет распространение аудиовизуальных аналогов традиционных изданий. Все это оказывает сильное влияние на традиционное отношение к книгам. Складывается ситуация, когда современный молодой человек получает все больше информации не из текстовых источников. Меняется способ получения знаний. Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания. К этому процессу наиболее интенсивно приобщается молодежь. Тем не менее, чтение было и остается мощным фактором развития личности, поэтому необходимо активизировать работу по изучению современного молодого читателя, привлечению юношества к чтению.
Магаськина А.Г., учитель русского языка и литературы