Профориентация школьников

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

  Любой выбор профессии можно рассматривать, как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Также при выборе профессии необходимо учитывать еще один факт: ситуацию на рынке труда. Овладение невостребованной в данное время профессией приводит к безработице, необходимости переучиваться, а, следовательно, тратить дополнительные время и деньги.

Решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

При правильном выборе профессии учитывается ситуация на рынке труда, а индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Ежегодно в мире рождается около 500 профессий! Мир профессий, действительно, очень многообразен. В документе, который называется «Общероссийский классификатор профессий» указаны более 7 тысяч профессий, существующих в настоящее время в России, в мире же насчитывается более 40 тысяч профессий!

 

Существует множество профессий известных и не очень. Еще во времена Петра Великого известный государственный деятель России – Татищев, классифицировал все науки по критерию добра и зла. Под науками он понимал виды профессиональной деятельности.

Нужные науки – медицина, экономика, право…

Полезные науки – землемерие, механика…

Щегольские науки или увеселяющие науки – поэзия, живопись, музыка…

Тщетные науки – алхимия, астрология…

Вредительские науки – ворожба, колдовство…

В советское время получила распространение классификация на производственную и непроизводственную сферу.

 

Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна;

Доступна и посильна;

Имеет спрос на рынке труда.

Эти три пункта психологи сложили в формулу выбора профессии:

ХОЧУ – МОГУ – НАДО

  ХОЧУ – представлено вашими личными целями и ценностями, профессиональными склонностями и интересами.

  МОГУ – представляет проблему человеческих возможностей (физиологических и психических). Так, например, человек, который боится вида крови никогда не сможет работать хирургом.

  НАДО – указывает на необходимость учета потребностей рынка труда, т.е. востребованности выбранной профессии.

 

  Рациональное соотношение образов «хочу», «могу», «надо» обуславливает сознательность выбора профессии.

Классификации профессий:

 * Человек-знаковая система;

Человек - природа;

Человек - техника;

Человек - художественный образ;

Человек - человек.

 

Рабочие профессии:

Портной;

Швея;

Электрогазосварщик.

 

Ссылки на сайт по профориентации