Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

2020 -2021 учебный год

В соответствии с планом работы школы, работы МО учителей русского языка и литературы на 2020 – 2021 учебный год с 15.02. 21 по 20.02.21 гг. в школе была проведена метапредметная неделя русского языка и литературы.

Цель проведения предметной недели: повышение интереса к изучению русского языка и литературы, сохранение подлинной языковой культуры; развитие познавательной, коммуникационной, творческой компетенции; активизация самостоятельной деятельности учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала; воспитание любознательности, чуткости к красоте и выразительности русской речи; расширение лингвистических  знаний учащихся.

Предметная неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи: 

- создание условий для развития познавательной и творческой активности обучающихся;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями;

- вовлечение обучающихся в творческую деятельность через проведение мероприятий и конкурсов;

- повышение интереса учащихся к лингвистике как науке.

В рамках Недели проводились внеклассные мероприятия, согласно ранее утвержденному плану. Во внеклассных мероприятиях и уроках, проведенных учителями в рамках предметной недели, были задействованы все учащиеся с 5 по 10 классы.

Предметная неделя по русскому языку и литературе проходила интересно. В начале недели классы получили задание выпустить стенгазету, посвящённую РУССКОМУ ЯЗЫКУ, и боевой листок после проведённого мероприятия. Обучающиеся с большим интересом вовлеклись в это мероприятие.

15 февраля 2021 года в рамках недели русского языка и литературы Селянкина Г. Ю. провела открытый урок русского языка в 7Г классе по теме «Обобщающий урок по теме «Наречие».

Тип  урока урок обобщения и повторения. В ходе урока обучающиеся обобщили знания по теме « Наречие»; упражнялись в умении правильно  применять изученные правила; совершенствовали умения и навыки, связанные с нахождением наречий в предложении; определяли их синтаксическую роль, способы образования, вспоминали правописание наречий.

На уроке были использованы задания разной степени сложности, различные формы  работы: разные виды диктантов, задания соревновательного характера, нахождение наречий в стихах и пословицах, работа с текстом и т.д.

Обучающиеся были активными  и организованными  в течение всего урока, применяли усвоенные знания на практике, чему способствовало и использование презентации.

Особо отличились Галич М., Фролова А., Струтинский С., Майоров Д.

Урок достиг поставленных целей.

Мы совершенно не задумываемся над тем, что означают слова, с которыми мы порой привычно сталкиваемся в жизни. А ведь в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Слово, по убеждению многих ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли и способно накапливать в себе культурную информацию. В слове могут найти отражение особенности национальной культуры, обычаи древности, взгляды людей на мир, традиции и т. д.

16 февраля 2021года Емельянова Е.Ав 6Б классе посвятила мероприятие всего одному слову, самому важному в нашей жизни слову, на котором «мир стоять должен», на котором «немые говорить могут» и которое «глухие могут слышать». Это слово не требует похвалы и награды, против него устоять нельзя. Его можно назвать «звездой человечности в каждом». Это слово «доброта». 

Доброта - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Чтобы по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова, учащиеся вместе с учителем Емельяновой Еленой Андреевной посмотрели на него с разных сторон науки о русском языке:этимологии, фонетики,морфологии,лексики.

 

  Учащиеся 5Б класса с учителем Емельяновой Еленой Андреевной совершили необычное путешествие в мир сказочной литературы. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мальчики  и девочки взяли с  собой “Литературный чемоданчик”. В нем было 5 секций: «По дорогам сказки», «Кладезь народной мудрости», А. С. Пушкин,«Cказочная математика магов» и «Всякая всячина». Ребята проверили содержимое каждого кармашка, встретились с любимыми сказочными героями, узнали  много интересного и полезного.

Гуляют сказки по земле Ершова,

Дорожки детства расстелив у ног.

И серебрится месяц, как подкова,

Которой был подкован Горбунок.

Ершов — умелец, сказочник, волшебник,

Умеющий полжизни одарить.

Он подарил мне сказку, как учебник,

Чтоб я училась чудеса творить.

Была дорога доброй сказки длинной

Сквозь расстояния и времена,

И все народы радостью единой

Навек умела связывать она.

Я вспоминаю давний вечер снова:

Аул, шумит Аргун невдалеке...

А мама говорит стихи Ершова

Мне на волшебном русском языке.

В 5В классе 17 февраля 2021 года учитель русского языка и литературы Ульянова И.В. провела интеллектуальную игру «Умники и умницы» по сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок».  Всем известна сказка “Конек-Горбунок”, которая была написана в 1834 г. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий. В 1947г.,1975г. был снят мультфильм по сказке Ершова “Конёк-горбунок”. По сказке был поставлен балет “Конек-Горбунок”.

Поэт и сказочник Ершов П.П., наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.И мы отправились в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Участники нашей викторины - команда “Коньки»     и  “Горбунки”.

Капитаны команд по очереди выбирали  номинации: “Об авторе”, “Говори, да правду только",“Старинные слова”,“Хитрые вопросики”,“Размышляй-ка”. Каждая команда выполняла  задания  разных  номинаций и фиксировала  свои ответы на листах. Команда «Коньки», набравшая наибольшее количество баллов за игру,  стала победителем.

 

16 февраля 2021 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского писателяНиколая Семеновича Лескова. В честь этой даты 18 февраля 2021 года в 7В классе провели литературный вечер, посвящённый 190-летию со дня рождения Н.С.Лескова. В начале вечера учащиеся рассмотрели некоторые моменты жизни и творчества писателя. Далее учащиеся анализировали «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», который является одним из лучших созданий писателя, сумевшего постичь то, что зовётся «душою народа». Ониузнали, что прообразом литературной Левши стал талантливый самоучка, тульский оружейник Алексей Сурнин, который ездил в Англию «подучиться механике». В этой веселой, насыщенной юмором истории с английской блохой, подаренной Александру Iи подкованной тульскими мастерами, ребята услышали и раздумья Н. Лескова об одаренности, огромных возможностях народа, его безрадостной судьбе и патриотизме народных умельцев.

В этот же день 18 февраля 2021 года в 6А классе Романова И.А. провела интеллектуальную игру «Счастливый случай».В игре участвовали две команды: «Радуга» и «Дружба». В течение игры выходила вперёд то одна, то другая команда. Но после последнего раунда счёт сравнялся. Победила «Дружба» и «Радуга».

19 февраля в рамках декады русского языка и литературы в 10 классе прошел литературный вечер «Памяти В. Высоцкого». Владимир Семёнович Высоцкий - величайший советский поэт, актер, автор и исполнитель своих песен. Обладатель Государственной премии СССР, присуждённой ему посмертно. В общей сложности Владимиру Высоцкому принадлежит свыше 700 поэтических произведений, из них около 600 песен и 100 стихотворений. Значительную часть его произведений составили песни к кинофильмам. Обучающиеся в ходе мероприятия познакомились с биографией поэта, посмотрели фрагменты фильмов с его участием, слушали песни в исполнении Денисовой Каролины и записи песен в исполнении самого автора. Мероприятие было интересным и познавательным.

20 февраля 2021 года учащиеся 10 класса под руководством учителя русского языка и литературы Беловой Надежды Геннадьевны провели литературный вечер, посвящённый 190–летиюсо дня рождения Н. С.Лескова - прозаика, самого народного писателя России, драматурга, автора известных романов, повестей и рассказов, таких как “Человек на часах”, «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», “Левша”, «Очарованный странник» и многих других. В ходе мероприятия учащиеся рассказали о жизни и творчестве писателя, сравнили жизни героинь Н.Лескова Катерины Измайловны из «Леди Макбет Мценского уезда» и Н. Островского Катерины из «Грозы». Обе эти замужние женщины влюбляются и, когда муж уезжает, встречаются с любимым. Эта любовь приводит их к страшному концу – самоубийству. Также учащиеся показали инсценировки из произведений Лескова «Леди Макбет из Мценского уезда», «Очарованный странник», «Человек на часах» и из драмы А.Н. Островского «Гроза». В конце вечера сделали вывод, что Н. Лесков всегда выступал в защиту чести, достоинства человека.

Увлекательные формы проведения мероприятий помогают формировать интерес к изучению русского языка и литературы; углублять знания, повышать общую языковую культуру, воспитывать языковое чутье, развивать лингвистические способности.      Проведенные мероприятия помогли учащимся школы узнать много нового, интересного об необыкновенных героях, произведениях, что, в свою очередь, помогает сформировать устойчивый интерес к изучению предмета.